Теория вероятностей как математическая наука сформировалась на основе изучения азартных игр. Эти игры с незапамятных времен создавались рядом поколений именно так, чтобы в них исход опыта был независим от поддающихся наблюдению условий опыта, был чисто случайным. Самое слово «азарт» (фр. «le hazard») означает «случай».
В пылу азарта игрок не способен здраво оценить свои шансы на выигрыш
Схемы азартных игр дают исключительные по простоте и прозрачности модели случайных явлений, позволяющие в наиболее отчетливой форме наблюдать и изучать управляющие ими специфические законы; а возможность неограниченно повторять один и тот же опыт обеспечивает экспериментальную проверку этих законов в условиях действительной массовости явлений.
Опыты Якова Бернулли
Крупный шаг вперед в развитии теории вероятностей связан с работами Якова Бернулли (1654 - 1705). Ему принадлежит первое доказательство одного из важнейших положений теории вероятностей – так называемого закона больших чисел.
Якоб Бернулли
Еще до Якова Бернулли многие отмечали как эмпирический факт ту особенность случайных явлений, которую можно назвать «свойством устойчивости частот при большом числе опытов». Было неоднократно отмечено, что при большом числе опытов, исход каждого из которых является случайным, относительная частота появления каждого данного исхода имеет тенденцию стабилизироваться, приближаясь к некоторому определенному числу – вероятности этого исхода.
Например, если много раз бросать монету, относительная частота появления герба приближается к ½; при многократном бросании игральной кости частота появления грани с пятью очками приближается к 1/6 и т.д. Яков Бернулли впервые дал теоретическое обоснование этому эмпирическому факту.
Теорема Якова Бернулли – простейшая форма закона больших чисел – устанавливает связь между вероятностью события и частотой его появления; при достаточно большом числе опытов модно с практической достоверностью ожидать сколь угодно близкого совпадения частоты с вероятностью.
Что такое случайное событие?
Событие называется случайным, если при одних и тех же условиях оно может как произойти, так и не произойти.
Элементарным исходом называется один из взаимоисключающих друг друга вариантов, которыми может завершиться случайный эксперимент.
Элементарным событием называется исход, неделимый на более мелкие исходы.
Свойства случайных событий
несовместные события, т.е. появление одного из событий в единичном испытании исключает появление другого события в этом же испытании;
единственно возможные события - при рассмотрении группы этих событий не может произойти никакое другое событие, не входящее в эту группу;
равновозможные события, т.е. ни у одного из событий нет каких-либо преимуществ перед другими.
Классическое определение вероятности
Вероятностью случайного события А называется отношение числа благоприятных исходов m к общему числу несовместных единственно возможных и равновозможных исходов n.
Р(А) = m / n
Функции Excel, которые мы будем использовать для моделирования случайных процессов:
Функция
Русское название
Категория
Результат работы
RAND()
СЛЧИС()
Математические
Дает случайное число в диапазоне от 0 до 1
RANDBETWEEN()
СЛУЧМЕЖДУ()
Математические
Дает случайное целое число в диапазоне от верхней до нижней границы
IF()
ЕСЛИ()
Логические
Дает одно из двух вариантов значений в зависимости от того, выполняется или нет заданное условие
Аргументы функции IF():
Аргументы
Значения
Лог_выражение
Равенство или неравенство, принимающее значение TRUE или FALSE
Значение_если_истина
Значение, которое примет функция, если ЛОГ_ВЫРАЖЕНИЕ примет значение ИСТИНА
Значение_если ложь
Значение, которое примет функция, если ЛОГ_ВЫРАЖЕНИЕ примет значение ЛОЖЬ
Результаты практической работы "Составление резюме":
Фамилия, имя
Оценка
Чумак,
Михайлусь
10
Римарчук,
Робота
9
Овсянникова,Рыбалкина,
Бут
10
Громова,
Петренко
11
Нелепов,
Нагорняк
10
Лебедева,
Покотилов, Денисов
9
Ковда,
Абросимова
10
Катеринич,
Кузьменко
11
Калита,
Хилько
11
Иванова,
Нужная
11
Горох,
Батченко и Коля :- )))
10
Асанова, Цыганок
11
Что такое шаблон?
Шаблон — это тип документа, при открытии которого создается его копия.
Например, бизнес-план — распространенный документ, часто создаваемый в Word. Вместо создания структуры бизнес-плана с самого начала можно использовать шаблон со стандартным макетом страницы, шрифтами, полями и стилями. Остается лишь открыть шаблон и заполнить документ соответствующим текстом и данными. При сохранении в виде файла .docx или .docm документ сохраняется отдельно от шаблона, на котором он основан.
В шаблоне можно сохранить рекомендуемые разделы или обязательный текст, а также элементы управления содержимым, такие как стандартный раскрывающийся список или специальная эмблема. Можно добавить защиту для раздела шаблона или применить к шаблону пароль, защищающий содержимое шаблона от изменений.
Шаблоны Word для большинства видов документов можно найти на веб-сайте Office.com. При наличии подключения к Интернету откройте вкладку Файл и нажмите кнопку Создать, а затем выберите нужную категорию шаблонов. Можно также создать собственные шаблоны.
Создание шаблона (Сохранить как шаблон)
Начать можно с пустого документа и сохранить его как шаблон или создать шаблон на основе существующего документа или шаблона.
Использование пустого шаблона
Откройте вкладку Файл и нажмите кнопку Создать.
Выберите вариант Новый документ и затем нажмите кнопку Создать.
Внесите необходимые изменения в размеры полей и страниц, ориентацию страниц, стили и другие параметры форматирования.
Можно также добавить элементы управления содержимым, такие как выбор даты, пояснительный текст и графические объекты, которые должны присутствовать во всех новых документах, основанных на данном шаблоне.
Щелкните вкладку Файл, а затем выберите Сохранить как.
В диалоговом окне Сохранить как выполните указанные ниже действия.
Выберите имя файла для нового шаблона, в списке Тип файла выберите Шаблон Word и нажмите кнопку Сохранить.
Закройте шаблон.
Создание шаблона на основе существующего шаблона или документа
Откройте вкладку Файл и нажмите кнопку Создать.
В группе Доступные шаблоны выберите Из существующего документа.
Щелкните шаблон или документ, похожий на тот, который необходимо создать, и нажмите кнопку Создать.
Измените соответствующим образом размеры полей и страниц, ориентацию страниц, стили и другие параметры форматирования.
Можно также добавить элементы управления содержимым, такие как выбор даты, пояснительный текст и графические объекты, которые должны присутствовать во всех новых документах, основанных на данном шаблоне.
Щелкните вкладку Файл, а затем выберите Сохранить как.
В диалоговом окне Сохранить как выполните указанные ниже действия.
Выберите имя файла для нового шаблона, в списке Тип файла выберите Шаблон Word и нажмите кнопку Сохранить.
Закройте шаблон.
Добавление к шаблону стандартных блоков
Стандартные блоки — это многократно используемые элементы содержимого или другие части документа, которые хранятся в коллекциях и в любое время доступны для повторного использования. Стандартные блоки также можно хранить и распространять с помощью шаблонов.
Например, можно создать шаблон отчета, содержащий два типа сопроводительных писем, которые пользователи смогут выбрать при создании отчета на основе данного шаблона.
Сохраните и закройте шаблон, разработанный с учетом определенных потребностей, к которому требуется добавить стандартные блоки для выбора пользователями шаблона.
Открытие шаблона.
Держите открытым шаблон, к которому требуется добавить стандартные блоки.
Создайте стандартные блоки, которые нужно предоставить пользователям шаблона.
При вводе сведений в диалоговом окне Создание нового стандартного блока в поле Сохранить в выберите имя шаблона.
Добавление к шаблону элементов управления содержимым
Дополнительную гибкость шаблону можно придать, добавив и настроив элементы управления содержимым, такие как поля форматированного текста, рисунки, раскрывающиеся списки или выбор даты.
Предположим, например, что пользователь передал коллеге шаблон, содержащий раскрывающийся список. В этом списке набор элементов, который должен быть в документе, распространяемом на основе шаблона, коллегу не страивает. Поскольку при добавлении элемента управления содержимым к шаблону пользователь разрешил редактировать раскрывающийся список, коллега может быстро и легко изменить шаблон под свои потребности.
Если элементы управления содержимым недоступны, возможно, открыт документ или шаблон, созданный с помощью более ранней версии Word. Чтобы можно было использовать элементы управления содержимым, преобразуйте документ в файл формата Word 2010, для этого откройте вкладку Файл, щелкните пункт Сведения, выберите команду Преобразовать и нажмите кнопку OK. После преобразования документа или шаблона сохраните его.
Для добавления элементов управления содержимым необходимо отобразить вкладку «Разработчик».
Отображение вкладки «Разработчик»
Откройте вкладку Файл.
Нажмите кнопку Параметры.
Выберите группу Настройка ленты .
В разделе Настройка ленты, щелкните Основные вкладки.
Установите в списке флажок Разработчик и нажмите кнопку ОК.
Добавление элементов управления содержимым
На вкладке Разработчик в группе Элементы управления нажмите кнопку Режим конструктора, а затем вставьте необходимые элементы управления.
Вставка элемента управления "текст", куда пользователи могут вводить текст
В элементе управления содержимым "форматированный текст" пользователи могут выделять текст полужирным шрифтом или курсивом, а также вводить несколько абзацев текста. Чтобы ограничить возможности пользователей, вставьте элемент управления содержимым "обычный текст".
Щелкните то место, куда нужно вставить элемент управления.
На вкладке Разработчик в группе Элементы управления выберите команду Элемент управления содержимым "форматированный текст" или Элемент управления содержимым "обычный текст" .
Вставка поля со списком или раскрывающегося списка
В поле со списком пользователи могут выбрать один из предложенных вами пунктов или ввести собственный вариант. В раскрывающемся списке пользователи могут только выбрать один из имеющихся пунктов.
На вкладке Разработчик в группе Элементы управления нажмите Элемент управления содержимым "поле со списком" или Элемент управления содержимым "раскрывающийся список" .
Выделите элемент управления содержимым, а затем на вкладке Разработчик в группе Элементы управления нажмите кнопку Свойства.
Чтобы создать список пунктов, нажмите в диалоговом окне Свойства элемента управления "поле со списком" или Свойства раскрывающегося списка кнопку Добавить.
Введите значение в окне Краткое имя, например Да, Нет или Возможно.
Повторяйте этот шаг до тех пор, пока все значения не окажутся в раскрывающемся списке.
При необходимости задайте остальные свойства.
Вставка элемента управления "выбор даты"
Щелкните то место, куда нужно вставить элемент управления содержимым "выбор даты".
На вкладке Разработчик в группе Элементы управления выберите команду Элемент управления содержимым "выбор даты".
Вставка флажка
Щелкните то место, куда нужно вставить элемент управления содержимым "флажок".
На вкладке Разработчик в группе Элементы управления выберите команду Элемент управления содержимым "флажок".
Установка защиты шаблона
К отдельным элементам управления содержимым в шаблоне можно добавить защиту, чтобы запретить удаление или редактирование определенных элементов управления содержимым или группы элементов управления. Можно также защитить все содержимое шаблона паролем.
Защита элементов шаблона
Откройте шаблон, к которому нужно добавить защиту.
Выделите элемент управления содержимым, изменения которого необходимо ограничить.
Чтобы выбрать несколько элементов управления, щелкайте их, удерживая нажатой клавишу CTRL.
На вкладке Разработчик в группе Элементы управления нажмите кнопку Группа, а затем еще раз нажмите кнопку Группа
На вкладке Разработчик в группе Элементы управления нажмите кнопку Свойства.
В диалоговом окне Свойства элемента управления содержимым в разделе Блокировка выполните любое из следующих действий.
Установите флажок Элемент управления содержимым нельзя удалить. Это позволит изменять содержимое элемента управления, но сам элемент управления нельзя будет удалить из шаблона или созданного с его помощью документа.
Установите флажок Содержимое нельзя редактировать. Это позволит удалить элемент управления, но редактировать содержимое в элементе управления будет запрещено.
Эти параметры можно использовать для защиты текста, если он включен в шаблон. Например, если часто добавляется отказ от ответственности, защита гарантирует неизменность текста и в то же время позволяет удалить отказ от ответственности в документах, где он не нужен.
Назначение пароля для шаблона
Чтобы назначить документу пароль, разрешающий удалять защиту только знающим его пользователям, выполните указанные ниже действия.
Откройте шаблон, которому нужно назначить пароль.
На вкладке Рецензирование в группе Защитить выберите команду Ограничить редактирование.
В разделе Включить защиту нажмите кнопку Да, включить защиту.
В поле Новый пароль (необязательно) введите пароль и подтвердите его.
ВАЖНО : Если пароль не используется, изменить ограничения редактирования может любой пользователь.
Рівняння тексту - по ширині сторінки, без переносів.
Заголовки структурних частин: ЗМІСТ, ВСТУП, РОЗДІЛ,
ВИСНОВКИ, СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ друкують великими літерами симетрично
до тексту.
Назву розділу друкують маленькими літерами (перша велика) з
абзацного виступу, абзацний відступ повинен бути однаковим і дорівнювати 10см.
Крапка в кінці заголовку не ставиться.
Відстань між заголовками та текстом повинна дорівнювати 1
інтервал.
Сторінки послідовно нумерувати, починаючи з обкладинки і до
останньої сторінки
Задание на работу с источниками:
Скачайте реферат "Основные модели современной культуры". Отметьте в тексте любым цветом 10 фрагментов информации, которые нуждаются в подтверждении источниками. Найдите и грамотно оформите 3 любых источника, создав список источников на отдельной странице после титульного листа.
К научным публикациям предъявляются более высокие требования, чем к беллетристике и журнальным или газетным статьям.
Если вы ссылаетесь на информацию из ненадежных источников, ваши читатели будут относиться к вашим аргументам с сомнением (потому что такие аргументы базируются на сомнительной информации).
Если вы будете постоянно пользоваться ненадежными источниками, то заработаете себе нехорошую репутацию.
Примите во внимание репутацию автора
В каждой области знаний есть авторы статей, репутация которых незыблема; ссылаясь на работы таких авторов, ваши аргументы никто не будет подвергать сомнению (и вы заработаете репутацию авторитета в вашей области).
Это не означает, что работы менее маститых ученых не заслуживают доверия. Иногда, ссылаясь на ученого, мнение которого идет вразрез с мнением научного сообщества, вы можете излагать идеи, противоречащие общепринятым взглядам.
В научных кругах такие неожиданные идеи порой даже более значимы, чем те, которые основаны на трудах известных мыслителей, потому что оригинальные идеи ставят под сомнение общепринятые взгляды на предмет и способствуют его развитию.
Выбирайте научные или рецензируемые источники информации, которые должны стать вашими основными источниками при работе над академическим проектом. Информация в рецензируемых или научных публикациях максимально достоверна, поэтому пользуйтесь такими источниками без опаски.
Научные статьи написаны специалистами в конкретной области знаний для их коллег в той же области знаний и с большим научным опытом за плечами. Такие статьи пишутся с целью донести информацию до научного сообщества, поэтому их авторы должны быть высококлассными специалистами.
Рецензируемые статьи не только пишутся профессионалами, но перед публикацией еще и прочитываются и оцениваются экспертами, специализирующимися на теме статьи. Рецензенты определяют достоверность источников информации, изложенной в конкретной статье, оценивают методологию исследования и выносят профессиональное заключение о том, подходит ли конкретная статья для публикации в авторитетном академическом или научном журнале.
Почти все рецензируемые журналы распространяются по подписке (то есть за плату). Тем не менее, некоторые университеты предоставляют студентам бесплатный доступ к научным журналам. Более того, вы можете работать с такими журналами в библиотеках.
В библиотеке воспользуйтесь поисковой системой по библиотечным фондам и ограничьте поиск рецензируемыми публикациями.
Будьте осмотрительны, пользуясь онлайн-источниками информации, так как они открыты для публикации мыслей любого человека (независимо от его мастерства и профессионализма).
Как правило, информация на сайтах государственных учреждений заслуживает доверия.
Сайтам коммерческих и некоммерческих организаций иногда можно доверять, а иногда нельзя. В этих случаях учитывайте репутацию компании или организации, которым принадлежит конкретный сайт.
Есть авторитетные организации, которые выкладывают только предвзятую информацию. Например, любая организация по охране животных будет публиковать субъективную информацию, соответствующую убеждениям или целям организации. С другой стороны, на сайте какого-нибудь государственного агентства по охране окружающей среды вы, скорее всего, найдете объективную информацию.
Информации на сайтах учебных заведений можно доверять избирательно. Иногда факультеты выкладывают информацию, касающуюся преподаваемых предметов, например, лекционные материалы. Такие материалы не являются надежными, так как не прошли процедуру экспертной оценки.
Если возможно, найдите аналогичную информацию в рецензируемом источнике, а не на сайте учебного заведения.
Избегайте публикаций, сделанных за счет их авторов. Если издательство не хочет публиковать того или иного автора, то, скорее всего, в такой статье мало смысла.
Отличайте научные и ненаучные публикации
Если рукопись автора принята к публикации, то это означает, что кто-то посчитал идеи автора достойными обсуждения. Тем не менее, существует разница между научными и ненаучными публикациями.
Научные публикации служат для информирования заинтересованных кругов: в них излагаются новые идеи, критикуются старые и печатаются новые данные или теории. Ненаучные публикации могут иметь дело с научной тематикой, например, по социологии или политологии. Тем не менее, такие статьи пишутся в развлекательных, а не информационных целях.
Научные статьи публикуются специализированными издательствами, издательствами учебных заведений и профессиональных ассоциаций, в то время как ненаучные статьи публикуются коммерческими издательствами.
В научных статьях есть множество ссылок на источники информации, тогда как в ненаучных статьях таких ссылок нет, и вы не сможете проверить достоверность публикуемой информации.
Используйте учебники только для получения справочной информации!
Учебники написаны на легкодоступном языке и в них содержатся основы того или иного предмета (без излишнего углубления в предмет). Поэтому при работе над серьезным академическим проектом пользуйтесь научными работами и статьями, а не учебниками.
Используйте информацию из учебников только в качестве справочников.
Учитывайте своевременность информации
Наука постоянно развивается и теории, казавшиеся революционными несколько лет или даже месяцев назад, сегодня могут считаться устаревшими или вообще неправильными. Поэтому всегда проверяйте дату публикации статьи или иной научной работы.
Например, в 60-х годах большинство лингвистов считало, что афроамериканский английский язык – это искажение общепринятого английского языка, что подчеркивало общую «отсталость» афроамериканцев. В 80-х и 90-х годах лингвисты пришли к выводу, что афроамериканский английский – это отдельный диалект американского варианта английского языка со своими грамматическими структурами.
Используйте неавторитетные источники информации с пользой для себя. До сих пор мы обсуждали различные типы источников информации, которые неприемлемы для научной работы: многие веб-сайты, ненаучные статьи и так далее. Но есть способы использовать такие источники, не указывая их.
Как правило, студентам не рекомендуют пользоваться Википедией. Действительно, не стоит ссылаться на Википедию в серьезной научной статье: статьи в Википедии пишутся анонимными авторами (то есть вы не можете проверить их авторитетность) и они постоянно обновляются (то есть Википедия не является стабильным источником информации).
Тем не менее, если в неавторитетных источниках вы нашли полезную информацию, перейдите по ссылке на эту информацию и проверьте авторитетность ее источника; если данный источник информации заслуживает доверия, смело указывайте его в вашей работе. Таким образом, используйте Википедию в качестве отправной точки, которая укажет вам путь к авторитетным источникам информации.
Сделайте то же самое в случае любых других неавторитетных источников информации.
Если вы не можете найти информацию в авторитетных статьях, то такая информация не заслуживает доверия, и вы не должны работать с ней
Зразок оформлення списку використаних джерел
Характеристика джерела
Приклад оформлення
Статті: Один автор
Миронов Ю. Б. Державне регулювання процесу валідації методологій складання банківських рейтингів / Ю. Б. Миронов // Ефективність державного управління. – 2014. – № 39. – С. 231-238.
Два автори
Свидрук І. І. Методи та інструменти управління просуванням Інтернет-магазинів / І. І. Свидрук, Ю. Б. Миронов // Торгівля, комерція, підприємництво. - 2012. - Вип. 14. - С. 20-24.
П'ять і більше авторів
Регіональні особливості смертності населення України / Л. А. Чепелевська, Р. О. Моісеєнко, Г. І. Баторшина [та ін.] // Вісник соціальної гігієни та організації охорони здоров'я України. - 2007. - № 1. - С. 25-29.
Книги: Один автор
Трут О. О. Операційний менеджмент : підручник / О. О. Трут - К.: Академвидав, 2013. - 348 с.
Два автори
Йохна М. А. Менеджмент : підручник / М. А. Йохна, В. В. Стадник. – К.: Академвидав, 2010. – 472 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Профессиональное издание / Ф. Котлер, Г. Армстронг. – 12-е издание. - М.: Вильямс, 2009. - 1072 с.
Три автори
Свидрук І. І. Теорія організації : підручник / І. І. Свидрук, Ю. Б. Миронов, О. О. Кундицький. - Львів : Новий Світ-2000, 2013. - 175 с.
Мескон М. Х. Основы менеджмента : учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - 3-е изд. - М. : Дело, 2000. - 704 с.
Чотири автори
Управління рекреаційними територіями : монографія / [О. М. Гаркуша, В. В. Горлачук, І. М. Песчанська, В. Г. В’юн] ; Акад. екон. наук України, Чорномор. держ. ун-т ім. Петра Могили. – Миколаїв : Іліон, 2010. – 235 с. - С.109-115.
П'ять і більше авторів
Регулювання банківської інвестиційної діяльності в Україні : монографія / [Г. І. Башнянин, І. М. Бриндзя, А. А. Сельський та ін.]. – Львів : Видавництвово ЛКА, 2011. – 208 с.
Без автора
Регуляторна політика та дозвільна система в бізнесі : довід. підприємця / [упоряд. В. Веремчук та ін. ; наук. ред. О. Савчук та ін.] ; Ін-т аналізу держ. та регіон. політики, Волин. облдержадмін., Голов. упр. економіки Волин. обл. облдержадмін. – Луцьк : Гадяк Ж. В. : ІАДП, 2012. – 160 с.
Законодавчі та нормативні документи
Конституція України : [зі змін. та допов., внесеними Законом України від 1 лют. 2011 р. № 2952-VI]. – Харків : Фактор, 2011. – 118 с.
Податковий кодекс України : прийнятий Верховною Радою України 2 груд. 2010 р. № 2755-VI : текст із змін. станом на 1 січ. 2012 р. / М-во юстиції України. – Офіц. вид. – К. : Укрправінформ, 2012. – 455 с.
Дисертації
Коцко Т. А. Економічне оцінювання інтеграційних управлінських рішень в паливно-енергетичному комплексі: дис. ... кандидата екон. наук : 08.02.03 / Тарас Аркадійович Коцко. – Львів, 2006. – 249 с.
Автореферати дисертацій
Свидрук І. І. Формування систем управління в підприємствах електронної торгівлі : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. екон. наук : 08.00.04 «Економіка та управління підприємствами (економіка торгівлі та послуг)» / Ірена Ігорівна Свидрук. - Львів, 2007. - 20 с.
Електронні ресурси
Миронов Ю. Б. Сильні та слабкі сторони різних показників надійності банківських рейтингів [Електронний ресурс] / Ю. Б. Миронов // Науковий вісник Херсонського державного університету. Серія «Економічні науки». – 2014. – Випуск 6, частина 5. – С.26-30. – Режим доступу : http://www.ej.kherson.ua/journal/economic_06/260.pdf
Статистичний щорічник за 2012 рік [Електронний ресурс] / Держ. служба статистики України. – К. : Август Трейд, 2013. – Режим доступу : http://library.oseu.edu.ua/files/StatSchorichnyk Ukrainy 2012.pdf
Варианты расположения литературы в списке
алфавитное;
по типам документов;
по мере использования (по главам и разделам);
хронологическое и др.
Расположение материала в списках либо определяется автором, либо автор согласовывает его с правилами, принятыми в данной организации, журнале, совете по защите диссертаций и т. д. В любом случае внутри разделов сведения об источниках располагаются в алфавите библиографического описания (автор или заглавие).
Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий). Этот способ расположения записей аналогичен расположению карточек в алфавитном каталоге библиотек. Отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т. п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т. п.).
При расположении по типам документов материал в списке литературы располагается сначала по типам изданий: книги, статьи, официальные документы, стандарты и т. д.
Расположение по мере использования (по главам и разделам). Простая структура такого списка неудобна в связи с тем, что в нем трудно ориентироваться и искать нужный источник. Такой способ чаще всего применяют в небольших статьях (докладах), где список использованных источников небольшой. Если структура такого списка усложняется тем, что выделяются отдельные подсписки к разделам, или главам, то искать нужную публикацию в списке проще. Чаще всего такой способ применяется в крупных научных изданиях — монографиях. При этом есть определенное неудобство, которое заключается в том, что один и тот же источник, используемый в нескольких разделах, будет включен в список несколько раз.
Хронологическое расположение материала используется чаще всего в работах исторического характера, где важно показать периоды и обратить внимание на то, в какое время был опубликован тот или иной источник.
Расположение материала диктуется видами изданий, описание на которые включены в список литературы (например, если в списке стандартные документы, то удобнее располагать их по мере возрастания номеров — в номерном порядке и т. д.). Основой списка источников (литературы) является библиографическое описание издания, которое и позволяет выстроить список в той или иной логике.
Как оформлять ссылки в тексте работы?
Выбор ссылки и применение – прерогатива автора. Использование различных ссылок в одной научной работе недопустимо.
Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать словами "Цит. по"; "Цит. по кн."; "Цит. по ст.".
Когда от текста, к которому относится ссылка, нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, поскольку из текста неясна логическая связь между ними, то пользуются начальными словами "См.", "См. об этом".
При необходимости нужно подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, - лишь один из многих, где подтверждается (высказывается, иллюстрируется) положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например", "См., в частности".
Дополнительную литературу, которую необходимо показать, представляет ссылка "См. также". Ссылку, приведенную для сравнения, поясняют сокращением "Ср.". Если работа, указанная в ссылке, более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет, пишут "Об этом подробнее см.".
Внутритекстовые ссылки - это ссылки на источник, приводимые непосредственно в строке после текста, к которому относятся. Внутритекстовую библиографическую ссылку (б/с) заключают в круглые скобки.
Внутритекстовые ссылки могут указывать:
на весь источник, например:
Большой интерес среди американцев вызвала статья А. Пауэла "Падая в пропасть" (Powell A Falling for the Gap // Reason. 1999. N. 11, Nov. P. 36-47.), в которой он достаточно подробно изложил суть проблемы информационного неравенства.
ссылка на номер источника в списке использованной литературы и номер страницы, откуда взята цитата, например:
Наиболее удачным, с точки зрения автора, является определение научного коллектива Института развития информационного общества, в котором под "цифровым неравенством" понимается "новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий" (5, с. 43).
Затекстовые ссылки - это указание на источники цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы. Совокупность затекстовых библиографических ссылок (б/с) (отсылок) оформляется как перечень библиографических записей, помещенных после текста документа или его составной части. Затекстовая ссылка визуально разделена с текстом документа. Порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски на верхней линии шрифта или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.
Например: в тексте.
«Изучением данного вопроса занимались такие ученые, как А. И. Пригожин [25], Л. Я. Колалс [26], Ю. Н. Фролов [27] и многие другие »
В затекстовой ссылке:
25. Пригожин, А. И. Инноваторы как социальная категория // Методы активизации инновационных процессов. М., 1998. С. 4-12. 26. Колалс, Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов. Новосибирск, 1989. 215с.
Если затекстовую ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в отсылке указывают порядковый номер и страницы, разделенные запятой.
Например: в тексте:
[10, с. 81] [10, с.101]
В затекстовой ссылке:
10. Бердяев, Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 1990. 175 с.
или
в тексте:
[Бахтин, 2003, с. 18]
В ссылке:
Бахтин, М. М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социальную поэтику. М. : Лабиринт, 2003. 192с.